Постоянно действующий семинар
"Физико-технические проблемы разработки месторождений полезных ископаемых" ВЫСТУПЛЕНИЕ (обсуждение доклада 10.02.2000г.) |
![]() Институт проблем комплексного освоения недр Российской академии наук (ИПКОН РАН)
|
Материалы обсуждения публикуются в порядке поступления электронных версий от авторов и могут не соответствовать порядку выступлений на семинаре, текст выступлений может отличаться от оригинального в связи с включением в него ответов на вопросы, послесеминарских бесед в рабочем порядке и др. |
[Справка] о Тутинасе В.В. (автор: Шестопалов А.В.)
Тутинас В.В. (Ухтабанк, г.Москва)
Вступление
К сожалению, мне не довелось присутствовать на семинаре, где заслушивался доклад Юрия Павловича Галченко, и я могу судить о его содержании только по опубликованным на Вашем сайте кратким тезисам, да по нескольким, опубликованным там же, отзывам. Поэтому, прошу извинить меня, если буду не оригинален и повторю какие - то мысли, возможно, высказанные участниками семинара в обсуждении.
Те несколько замечаний, которые мне хотелось бы сделать спровоцированы комментарием Анатолия Васильевича Шестопалова. Вовсе напрасно одна из участниц обсуждения полагает, что замечания, сделанные Анатолием Васильевичем не по существу. Если оставить в стороне, возможно справедливые претензии к тону некоторых высказываний, то ракурс с которого Анатолий Васильевич предлагает взглянуть на проблему, на мой взгляд, заслуживает весьма пристального внимания.
Коротко тему можно сформулировать тремя словами: "отказ от антропоцентризма". Явление, признаться, далеко не новое в науке, но всегда очень болезненное. Позволю себе только один пример. Это - астрономия, в которой целая серия отказов от исключительности положения человека и человечества во вселенной, расширила размеры этой самой вселенной на 20 порядков, а уж мировоззренческие последствия этого отказа просто ни с чем не сравнимы. Практически, человеческому сознанию пришлось искать новое место для Бога, избавить Его от жалкого образа и подобия человеческого и сформулировать одну из, вероятно, самых отвлеченных абстракций человеческого сознания - абсолютный, вселенский, идеальный Разум. Следующим шагом можно было уже отказаться и от него, оставшись один на один с неодушевленной материей. И, наконец, пережив период бессмысленного противостояния воинствующего материализма и воинствующего идеализма, понять, что это вопрос не мировоззренческий, а всего-то вопрос выбора методической альтернативы.
Хорошо астрономии, это как раз наука о том, что вне человека, вне человечества, вне Земли. А как быть экологии? Ведь это наука об окружающей человека среде. Именно человека, а не крысу, например. Многие негативные для человека изменения для некоторых наших биологических конкурентов не только приемлемы, но и благодатны и наоборот. Полагаю, что единственной задачей какой-нибудь межпланетной экологии будет поддержание любой ценой нормальной жизнедеятельности человека. То есть, я хочу подчеркнуть, что центральная проблема, стоящая перед экологией: сохранение среды приемлемой для существования вида Homo Sapiens. Согласитесь, что ради этой светлой цели мы готовы без сантиментов уничтожить любые реально опасные для нас виды живых организмов? Именно в этом суть экологии как науки. И как же тут выйти за "пределы" человека, как отказаться от антропоцентризма?
Представьте, довольно просто, если не относиться к этому не как к абстрактной человеконенавистнической болтовне, а как к вполне плодотворному методическому приему. Для чего это нужно? Чтобы понять место экологии среди других наук, лучше осознать ее цели и задачи, а значит, в конечном итоге, быстрее и дальновиднее решать возникающие проблемы выживания рода человеческого. А проблем этих все больше и они все разнообразней. Именно поэтому, в отличие от глубоко уважаемого мною Анатолия Васильевича, я считаю экологию наукой с большим будущим и наукой будущего.
Второй закон
Наиболее общий закон, который указывает нам, в каком направлении должны развиваться события - очевидно, второй закон термодинамики. Любой реальный процесс протекает с рассеянием энергии. Почему? Смею предположить, потому, что расширяется Вселенная. Дескать, становиться все просторнее и просторнее, и процесс рассеяния в достаточно большом объеме более вероятен, чем процесс концентрации. Это почти не шутка. Физики связывают космогоническую и термодинамическую стрелу времени. Вселенная только расширяется, энтропия только растет, время необратимо. Возможно три эти сущности - отражение одного и того же? Это вопрос к физикам, а мы лишь используем тот факт, что любой реальный процесс и замкнутой системе идет с рассеянием энергии.
Но тогда встает вопрос: почему возможны процессы с локальной концентрацией энергии? Как во все более нарастающем хаосе и беспорядке появляются упорядоченные, усложняющиеся, самосовершенствующиеся системы? Полагаю - причина в близорукой жадности природы. Т.е., всегда реализуется процесс минимизирующий потенциальную энергию системы или максимально увеличивающий кинетическую (как раз ту, которая и будет рассеиваться). Но подобная оптимизация происходит "в малом"! Сию минуту и как можно больше! Т.е. оптимизируется не совершаемая работа, а текущая мощность. Для физика это труизмы. Не берусь детально формулировать почему возникают усложняющиеся системы (прямая задача), но готов сформулировать "зачем"1 они возникают и "зачем" совершенствуются (обратная задача). Усложнение происходит только, если оно повлечет еще более эффективное рассеяние энергии. Неестественные созидательные процессы оправдываются еще большим разрушением в окружающем мире.
История жизни на Земле нагляднейшая тому иллюстрация. Что было наиболее мощным энерго - рассеивающим фактором на безжизненной планете? Полагаю - геологические процессы. Некоторый вклад добавляла водяная и ветровая эрозия. Пожалуй, это почти весь "запас инструментов", используемых для рассеяния солнечной энергии, доставшейся Земле. Появление жизни добавляет новый биологический инструмент, который вскоре2 становится вполне сравнимым с геологическим. Отметим, что при этом возрастает "глубина переработки" земного материала: процессы эрозии, как правило, ограничиваются механическими пертурбациями, а живое проявляет себя в основном в химических превращениях. Следующим этапом является сознательное взаимодействие с окружающим миром. Принципиальное отличие от предыдущего в том, что на этом этапе появляется способность накапливать и запоминать случайно подвернувшиеся удачные решения и, тем самым, разгонять все более эффективные механизмы рассеяния энергии. Приготовление пищи, обогрев жилья, земледелие и животноводство, обработка металлов, территориальная экспансия, разделение труда, и наконец - машина. Последний пункт правильнее отнести уже к следующему постчеловеческому этапу.
Это уже взгляд в будущее. Пессимист увидит в нем кошмар порабощения рода человеческого бездушными компьютерами, оптимист - возможность разуму избавиться от проблем бренного тела и обрести бессмертие. Это интересная тема, о которой стоит говорить, но с точки зрения того процесса, который рассматривается нами здесь, мы имеем дело с очередной ступенью организации материи, способной еще лучше услужить ненасытному Второму закону. Собственно в этом содержание эволюции3.
Хотелось бы закончить раздел несколькими радостными нотками. Предложенный подход к проблеме показывает, что появление сложных систем и их постоянное самоусовершенствование настолько же естественный процесс, как и процесс рассеяния энергии, интенсификацией которого оправдывается само существование этих сложных систем. А значит, возникновение жизни, разума, индустрии так же естественно, как расширение пространства и необратимость времени.
Темпы решают все
А теперь, сориентировавшись, хотя бы качественно, в том чего от нас ждет природа, вернее, что она нам позволит, попробуем понять чем же занята экология.
Толчком к появлению этой науки, движения и мировоззрения было очевидное и масштабное изменение условий обитания человека, которое поставило под вопрос способность человеческой расы выжить. Не стал бы считать подобное развитие событий совсем уж невероятным, но и вряд ли такое развитие событий приведет к интенсификации рассеяния энергии. Поэтому, пока вымпел "ударника - диссипатора" из рук человечества вырвать не кому, то и гибель человечества - не оптимальный вариант развития событий. Космические и геологические катастрофы - не в счет. Второй закон жаден и близорук, а наши возможности пока не сравнимы с такими потрясениями. А вот то, что человечество погубит само себя, прежде чем подготовит себе достойную замену - маловероятно - не выполнено главное предназначение. Конечно, Второй закон может пожадничать и здесь, (мировой ядерный катаклизм), но это маловероятно.
Глупостью было бы, обрадовавшись такому благодушному выводу, наплевать на окружающую среду и творить во славу потребления все что заблагорассудится. Именно Второй закон нам этого и не позволит! Порождением именно Второго закона является экология. Физически система, "почувствовала" что темп изменений в ней начал угрожать ее целостности. В результате в ней стали формироваться механизмы, тормозящие экстенсивное развитие и настоятельно требующие интенсификации. Болезненный индивид является и плохим двигателем прогресса и плохим потребителем, поэтому болезненное общество менее "выгодно" Второму закону.
Как правильно заметил А.В., человека уже не удастся загнать в пещеру, горожанина очень сложно выпихнуть назад в деревню и вряд ли уговоры подвижников "Green Peace" приведут к массовому отказу от использования автомобилей или пушнины. Да и попробуйте отключить на неделю электроэнергию в крупном городе. Экологическая катастрофа гарантирована. Отказ от использования промышленных технологий в сельском хозяйстве приведет к гибели от голода никак не меньшего количества землян, чем развитие атомной энергетики или от болезней техногенного происхождения. Человечество уже давно стало заложником необратимых процессов в своей истории и ни к каким "заливным лугам" в массовом масштабе ему не вернуться. Да и не станет экология толкать людей уж слишком далеко назад4. Ее задача - согласовать темп изменения окружающей среды с приспособительными возможностями человеческого организма. Кстати, не та же ли по сути наука, только называемая гигиеной весь 20-й век толкала человечество вперед, рекомендуя мыть руки перед едой.
Заблуждение воинствующих экологов сродни заблуждениям воинствующих идеологов прогресса и созидания. Последние обожествляли созидание, которое базировалось на несравненно большем разрушении, первые - обожествляют возвращение в старую среду обитания, регулируя, на самом деле тем изменения этой среды.
В заключение, приведу еще одно положение, которое умышленно умолчал выше. Появление машины - начало постчеловеческого этапа эволюции. Принципиальное отличие машины от человека в том, что совершенствование человеческого организма происходит случайно, мутации и естественный отбор почти нерегулируемы, поэтому возможность приспособления ограничена. "Адаптация" же машин к условиям меняющейся среды несравненно лучше, а главное, она управляема. Очевидно, что такая система намного "интереснее" Второму закону. Будущее человека - искусство жить в условиях наиболее благоприятных для диссипации энергии, т.е. в превращении его в машину. Прогресс в генетике последнего десятилетия уже показывает каким путем это будет происходить, а экология научит согласовывать свойства человеческого организма и окружающей его среды.
====================================
1 Слово "зачем" беру в кавычки, чтобы не быть заподозренным в объективном идеализме.
2 Миллиард - другой лет.
3 Отмечу с легкой грустью, что идеология созидания - постановка близких задач, прячущих истинную цель - интенсификацию разрушения.
4 Речь не идет об экологическом экстремизме.
Витаутас Тутинас
2000-04-12